Материнская школа
Материнская школа на базе МБДОУ д/с №8 «Русалочка»
«Материнская школа» как эффективная организационная форма педагогической поддержки детей от рождения до трех лет, как форма формирования позитивного родительства.
Педагогическая поддержка детей от рождения до трех лет — целенаправленная,систематическая и компетентная помощь специалистов в развитии воспитательных способностей родителей.
Наиболее эффективной организационной формой педагогической поддержки детей от рождения до трёх лет является «Материнская школа» в которой осуществляется взаимодействие родителей, детей и педагогов. Она отвечает потребностям развития ребёнка через обеспечение социально-эмоционального окружения, адекватного потребностям его развития, постоянного общения с чувствительным, отзывчивым и эмоционально доступным близким человеком.
Деятельность Материнской школы строится исходя из следующих принципов:
- принцип субъектности (личностное осознание каждой из взаимодействующих сторон значимости сотрудничества в интересах развития ребёнка);
- принцип интегративности (одновременная направленность усилий родителей и педагогов на определение содержания и способов сотрудничества с учётом специфики каждого социального института);
- принцип вариативности (разнообразие форм, методов взаимодействия, основанных на личностно - ориентированном подходе к каждому ребёнку и родителю);
- принцип системности (рассмотрение диады «родитель — ребёнок» как системы, где каждый — активный партнёр взаимодействия и установления социальных связей);
- принцип адекватности (обеспечение социально- эмоционального окружения ребенка, адекватного потребностям его развития, постоянного общения с чувствительным, отзывчивым, эмоционально доступным близким человеком);
- принцип межведомственности (интеграция специалистов, направленная на реализацию задач разностороннего развития личности ребёнка).
Материнская школа включает:
Группа совместного пребывания родителей и ребенка в режиме кратковременного пребывания. С родителями и детьми проводятся совместная деятельность в триаде «родитель — ребёнок — педагог». Также создаются условия для самостоятельной работы родителей, игр детей. В таких группах решается спектр задач, связанных с укреплением здоровья, познавательным, социально-личностным, художественно-эстетическим развитием детей в процессе общения, образовательной деятельности, игр со взрослыми и сверстниками. К работе с детьми и родителями привлекаются воспитатели, музыкальные руководители, медицинские работники и учителя-логопеды.
Проведение совместной деятельности (ребенок-родитель-педагог) осуществляется в целях взаимодействия и поддержки ребёнка в его развитии.
Такая деятельность может включать:
- совместную деятельность в триаде «педагог — родитель — ребёнок» (педагог организует образовательную деятельность, родители вместе с детьми выполняют задания, поощряют их действия);
- самостоятельную деятельность детей (педагог и родитель наблюдают за детьми, предоставляют возможность свободного выбора игр, включаясь в их игру только при необходимости);
- совместную деятельность «родитель — ребёнок» (родители взаимодействуют с детьми, помогают им, пытаются вызвать у ребёнка эмоциональный отклик и желание подражать взрослым).
Группы совместного пребывания родителей и детей предшествуют поступлению ребенка в дошкольное учреждение, обеспечивают безболезненную адаптацию к нему, развитие его коммуникативных способностей. Родители имеют возможность находиться в группе вместе с ребёнком, наблюдать за вхождением его в мир сверстников и взрослых, совершенствовать родительские навыки.
Консультативный пункт.
Основной целью консультативной помощи является педагогическое образование и профессиональная помощь родителям в развитии ребёнка. Эта деятельность включает следующие компоненты:
- повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей о возрастных особенностях развития ребёнка, закономерностях и принципах его воспитания и обучения;
- придание теоретическим знаниям прикладного характера;
- руководство самообразованием родителей.
Деятельность «Материнской школы» направлена на решение следующих задач:
- создание условий для полноценного становления личности ребёнка через обеспечение социально-эмоционального окружения, адекватного потребностям его развития;
- нивелирование негативных влияний социального окружения;
- оказание помощи родителям и педагогам в психолого-педагогическом изучении детей;
- улучшение условий семейного воспитания;
- включение родителей в образовательное и социальное пространство дошкольного учреждения;
- формирование готовности ребёнка к сотрудничеству с различным социальным окружением;
- дальнейшее развитие системы взаимодействия родителей и дошкольного учреждения.
|